Система Образования .РФ

Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года

Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года разрабатывался ведущими экспертами в сфере СПО с начала 2020 года и был представлен первым заместителем Министра просвещения Дмитрием Глушко на заседании коллегии Минпросвещения России.

Сегодня система профессионального образования популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии стали осознанным выбором молодого поколения и неким гарантом успешного старта карьеры. Это стало возможным благодаря программно-целевому подходу Министерства просвещения России. В числе эффективных решений – демонстрационный экзамен как независимая оценка практических навыков студентов и выпускников СПО, профориентационный проект для школьников «Билет в будущее», открытые онлайн-уроки, конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», международные чемпионаты по профессиональному мастерству WorldSkills International, а также национальные чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс.

К 2020 году значительные изменения коснулись инфраструктуры колледжей и техникумов: по состоянию на текущий год по всей стране работает более 3 500 организаций, реализующих программы СПО, в которых учатся более 3 млн человек, а также свыше 12 000 учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения.

«Современный колледж – это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО, в колледжах России свыше 2 млн человек проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования, реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции», – подчеркнул первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко.
Стратегия развития СПО до 2030 года включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.

 

Сергей Кравцов: «Наша стратегия – развитие школы для всех»

Стратегия развития образования Минпросвещения России подразумевает создание новой образовательной среды, позволяющей непрерывно получать и совершенствовать знания и умения для успешной самореализации. Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Главными темами обсуждения на Коллегии стали развитие среднего профессионального образования, совершенствование подготовки и профессионального развития педагогов, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

«Какие бы изменения ни происходили вокруг, фундаментальной и базовой ценностью является успех каждого ребёнка. Наша стратегия – это развитие школы для всех. Она нацелена на формирование новой образовательной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои способности и таланты. Это непростая долгосрочная задача, которую невозможно выполнить без качественного образования», – подчеркнул Министр, открывая заседание.

По словам Сергея Кравцова, философия современной школы должна заключаться в непрерывном получении системных знаний и практических умений, навыков, которые принесут пользу в будущем.

Это, прежде всего, требует повышения престижа педагогической профессии, её совершенствования, в том числе через систему наставничества и долговременной поддержки, живое общение с учительским сообществом. Сергей Кравцов отметил, что современный учитель должен не только давать знания, но и воспитывать, помогать ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, подкреплять его веру в свои силы.

«Необходимо переосмыслить существующую систему педагогического образования, чтобы освободить время для творческой работы учителя с детьми, убрав излишнюю бюрократическую нагрузку. Наши усилия будут сосредоточены на создании условий для комфортной и результативной работы, профессионального роста», – заявил Министр.

Сергей Кравцов также обратил особое внимание на важность воспитания, основанного на вдохновляющих примерах из реальной жизни, взаимопомощи и насыщенной внеклассной работе.

Говоря о развитии СПО, Министр отметил, что в весь образовательный процесс колледжей и техникумов – от программ подготовки до прохождения практики – должны быть включены работодатели, чтобы в будущем они могли принять на работу полностью готовых к ней специалистов.

«Главное, чтобы любые стандарты, мероприятия СПО исходили из потребностей экономики», – сказал он.

Кроме того, развитию образования будут способствовать использование современных инструментов управления его качеством, внедрение цифровой образовательной среды, которая позволит упорядочить образовательные и организационные процессы, а также дальнейшее развитие российской педагогической науки, одной из самых авторитетных и признанных в мире.

«Необходимо двигаться от страниц, параграфов, пунктов к навыкам для жизни. Но также важно сохранить и преемственность, использовать богатейший опыт российской системы образования и применять инновационные подходы, которые в совокупности усилят образовательную систему», – подытожил глава Минпросвещения.

Он подчеркнул, что в этом процессе Министерство будет прислушиваться к мнению всех участников образовательного процесса – представителей экспертного и педагогического сообщества, родителей и, конечно, детей.

На заседании Общественного совета в Минпросвещения России обсудили подготовку педагогов и повышение престижа профессии учителя

Подготовка педагогических кадров и повышение статуса профессии учителя стали главными темами второго заседания Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. В заседании приняли участие первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко, заместитель Министра просвещения Виктор Басюк.

Председатель Общественного совета, член генерального совета «Деловой России» Виталий Сурвилло информировал, как будет организована дальнейшая работа.

«На заседаниях в 2020–2021 годах мы планируем рассматривать вопросы, связанные с развитием воспитания, дистанционного обучения и новых инструментов в системе школьного и профессионального образования, проведением итоговых проверочных работ и единого государственного экзамена, ранней профессиональной ориентацией», – сообщил он.

Сергей Рукшин, заместитель председателя Общественного совета, профессор кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, заместитель директора ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» г. Санкт-Петербурга, рассказал о состоянии педагогического корпуса и подготовке педагогических кадров. Он выделил основные проблемы в этой сфере и перечислил наиболее часто озвучиваемые решения, включая изменения требований к преподавателям и выпускникам педагогических вузов, восстановление государственной системы методической помощи. Он также предложил создать отдельную рабочую группу по вопросам усовершенствования системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогов.

В своём выступлении заместитель Министра просвещения Виктор Басюк обозначил ключевые шаги Министерства по повышению статуса профессии учителя. При этом он отметил, что с каждым годом её выбирают всё больше молодых людей.

«Сейчас один из ключевых приоритетов Министерства – выстроить единую систему подготовки учителей в рамках системы педагогического роста. Мы стремимся к тому, чтобы программы для молодых педагогов стали более практическими, прикладными», – заявил он.

По словам замминистра, Министерство уделяет особое внимание возрождению педагогических классов в школах и системы методической помощи учителям, а также созданию пула базовых школ при педагогических вузах, в которых студенты могли бы приобрести практические навыки преподавательской и воспитательной работы с детьми. Другие важные направления – развитие горизонтального профессионального роста учителей и конкурсов педагогического мастерства, информационная политика по повышению престижа профессии, распространению лучших практик.